Регистрация
О сайте Контакты Правообладателям
LIVE-HS.RU » Германия » Техника Германии » Nashorn

Nashorn

17.04.2020 в 12:01 114 0 Германия / Техника Германии

Самоходная установка разработана в 1942 году на базе танка Т-IV с широким использованием узлов танка Т-III. Шасси танка Т-IV перекомпоновано: боевое отделение расположено сзади, силовая установка - в центре корпуса, отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - в передней части. Боевое отделение представляет собой открытую сверху бронированную рубку, в которой на станке установлена 88-мм полуавтоматическая противотанковая пушка с длиной ствола 71 калибр. Скорострельность орудия составляла до 10 выстрелов в минуту.

Стрельба могла вестись фугасными снарядами (масса 9,14 кг, дальность стрельбы 15300 м), бронебойными трассирующими, кумулятивными и подкалиберными снарядами. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд под углом 30° к нормали пробивал броню толщиной 165 мм, а подкалиберный - 193 мм. По этой причине установка "Насхорн" была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях, в ближнем бою она теряла свои преимущества - начинало сказываться недостаточно сильное бронирование. Самоходная установка "Насхорн" выпускалась серийно с февраля 1943 года до конца войны. Всего было выпущено около 500 самоходок, которые использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.

После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и KB даже самым оптимистично настроенным германским руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых "панцерваффе" значительно уступает новым советским танкам. Порой грубо сработанная, но имеющая мощное вооружение и бронезащиту, оснащенная дизелем В-2, советская современная бронетехника в 1941 году царила на поле боя. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу, спешно доводя до серийного производства перспективные опытные машины.

Разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживалась, а еще требовалось запустить совершенно оригинальные конструкции в серийное производство. Было очевидно, что суперсовременные танки "Тигр" и "Пантера" станут действительно массовыми в войсках еще не скоро. Напрашивалось следующее техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем, способных решать многообразные тактические задачи. Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете". Подобная техника характеризовалась размещением орудий в полуоткрытой рубке, броня которой защищала расчет САУ только от пуль и осколков. По описанной выше схеме была скомпонована и построена противотанковая артиллерийская установка, получившая впоследствии индекс Sd.Kfz.164.
Гусеничная база (унифицированный самоходный лафет) новой САУ была разработана в 1942 году на фирме "Дойче Айэенверке" с использованием стандартных узлов ходовых частей широко распространенных в войсках танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Данное шасси под названием "Geschutzwagen III/IV" задумывалась как многоцелевая база для целого семейства САУ: противотанковых, зенитных, артиллерийских установок огневой поддержки и.т.д. Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.
Первые идеи создать для Рак43 самоходный "гусеничный носитель" были высказаны на совещании в управлении вооружений еще 28 июля 1942 года. Так как проектирование полностью оригинальной конструкции заняло бы много времени, во время дискуссии была выдвинута идея о возможности скорейшей разработки некоего промежуточного образца (использующего агрегаты уже серийно выпускающихся машин), который можно было бы запустить в производство в начале 1943 года. Контракт на проектирование подобной конструкции был заключен с фирмой "Алкетт-Борзингвальде", которая в свою очередь воспользовалась вышеупомянутыми разработками компании "Дойче Айзенверке" по изготовлению унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Опытный образец должен был быть представлен к 20 декабря 1942 года.
2 октября 1942 года на одном из совещаний с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений Шпеера был рассмотрен уже готовый проект шасси от фирмы "Алкетт-Борзингвальде", получивший в германских документах традиционно длинное название "Zwischenloesung Selbstfahr-lafette". Фюрер, вдохновленный быстрым проектированием конструкции, строил планы, что к 12 мая 1943 года промышленность выйдет на темп производства в 100 самоходок ежемесячно.
По требованию управления вооружений компания "Алкетт-Борзингвальде" разработала корпус той же ширины, что и бронекорпус танка PzKpfw III (то есть шире, чем у танка PzKpfw IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка PzKpfw III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы - от среднего танка PzKpfw IV Ausf.F. Элементы ходовой части - опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от "четверки". Двигатель "Майбах" в модификации HL120TRM (12-цилиндровый с рабочим объемом 11867 см3, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин.) был установлен в центральной части корпуса, а "настил" над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.
Однако в связи с новым целевым назначением проектируемой самоходной установки некоторые агрегаты пришлось спроектировать заново. Все конструктивные отличия были описаны в руководстве по эксплуатации САУ.
Воздуховод ("Kuehllufifuehrung"): воздух для охлаждения двигателя поступает через заборное окно в левом борту корпуса и, минуя радиатор (охлаждения), расположенный наклонно с левой стороны двигателя, и собственно двигатель, выводится через отверстие в правом борту. Подача воздуха осуществлялась двумя вентиляторами, находившимися с правой стороны двигателя. Регулировка отверстия воздухопритока осуществлялась механиком-водителем САУ.

Инерционный стартер ("Schwung-kraftanlasser"), который монтировался слева от двигателя и был связан с валом посредством устройства ("Аndrehklaue"), установленного на задней стенке противопожарной перегородки. Инерционный стартер служил для пуска двигателя машины в аварийных ситуациях и приводился в действие мускульной силой экипажа посредством кикстартера, размешенного в боевом отделении.

Топливо (топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74) хранилось в двух баках суммарной емкостью 600 л. Баки были расположены под днищем боевого отделения, а их (баков) заливочные горловины выходили внутрь (боевого отделения) таким образом, что дозаправку можно было осуществлять даже под огнем противника. Также на днище корпуса имелись специальные сливные отверстия, "выводящие" разлитое в случае аварийных ситуаций топливо из корпуса самоходной установки. Подобные устройства закрывались при форсировании САУ водных преград вброд.

Охлаждающее устройство водонагревателя модели "Fuchs" ("Kuehlwas-serheizegerat Fauart Fuehs") было установлено по левому борту корпуса.
Оригинальной являлась бронировка рубки и орудийного щита, толщина бронелистов которых в бортах и корме составляла лишь 10-мм, что давало экипажу САУ защиту только от обычных, но не бронебойных пуль и мелких осколков. Изначально все листы рубки планировалось делать толщиной 20-мм по бортам и в корме, а 50-мм в лобовой части - из стали марки "SM-Stahl". Однако в целях экономии массы закаленные бронелисты толщиной 30-мм использовались только в лобовой части корпуса.
В рубке самоходного орудия вместе с верхней частью лафета была смонтирована 88-мм артсистема "Раnzerjaegerkanone" 43/1 с длиной ствола в 71 калибр (88 см Рак43/1 - L/71). Она, была конструктивно идентична буксируемой 88-мм противотанковой пушке Рак43/41. Но форма орудийного шита выполнялась скругленной, чтобы обеспечить поворот артсистемы внутри рубки. Рекуператор (рекупикация-возвращение, обратное получение энергии, расходуемой при технологических процессах) был смонтирован над стволом орудия, а накатник - ниже орудийного ствола. По бокам пушки расположили контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения артсистемы в вертикальной плоскости составлял от -5 градусов до +20 градусов. Сектор наведения по горизонту определялся в 30 градусов по + 15 градусов в каждую сторону.
Также, уже в 1944-1945 годах на выше описываемые самоходные орудия устанавливались 88-мм стволы не от Рак43/41, а от противотанковой пушки Рак43 на крестообразном лафете производства фирмы "Весерхутте". Но подобных образцов было относительно немного - около 100.
Таким образом, в кратчайшие сроки с широким использованием серийных танковых агрегатов был создан истребитель танков, впервые (вместе с "Фердинандом") для германского танкостроения оснащенный длинноствольной 88-мм артсистемой - с длиной ствола в 71 калибр. Эта машина была способна с расстояния более 2,5 км поражать все средние и тяжелые советские и англо-американские танки, но из-за открытой и легкобронированной рубки она была достаточно уязвима в ближнем бою, да и на средних дистанциях отечественные "тридцатьчетверки" и KB оставляли подобной конструкции мало шансов. Такое самоходное орудие являлось неким "эрзацем", способным успешно действовать лишь с сильно удаленных засадных позиций. А по настоящему эффективный истребитель танков, как выяснилось позднее, должен иметь не только мощное вооружение, но и быть хорошо бронированным, а также иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение подобной боевой машины. Последними двумя достоинствами это самоходное орудие не обладало.

Производственный план на следующий (4-й финансовый год) был утвержден 4 мая 1944 года. Согласно этому документу фирма "Алкетт" полностью освобождалась от работ по сборке самоходных орудий Sd.Kfz.164. Теперь головным подрядчиком по выпуску САУ этого типа становилась корпорация "Штальиндустри". Предприятиям этой фирмы предписывалось сдать 30 машин в апреле, 30 - в мае, и последние 40 - в июне 1944 года, всего - 100 единиц.

Данную программу подкорректировали 14 июня 1944 года: 14 САУ Sd.Kfz.l64 - в апреле, 24 - в мае, 5 - в июне, 30 - в июле, 30 - в августе и 29 - в сентябре, всего - 130.
Необходимо заметить, что параллельно с выпуском разворачивалась эпопея по переименованию этого самоходного орудия, превращения Sd.Kfz.164 из "Шершня" ("Хорниссе") в "Носорог" ("Насхорн").

Впервые идея о переименовании Sd.Kfz.l64 посетила Гитлера 29 ноября 1943 года. 1 февраля 1944 года новое название самоходки упоминается уже в документах главного командования вермахта (ОКВ), а 27 февраля - в приказах главного командования сухопутных войск (ОКХ).
Однако еще летом 1944 года в официальной переписке присутствует и старое название - "Шершень" ("Хорниссе") и только с сентября 1944 года новое обозначение - максимально конкретизированное - "Насхорн" (ранее "Хорниссе") было повсеместно внедрено в документооборот.
Мотивация подобного переименования до конца не совсем понятна. Возможно, в немецком языке "Носорог" звучит куда грознее, чем "Шершень"; возможно, что весь "подкласс" новых типов танков и САУ (танкоистребительные самоходки) педантичные немцы хотели идентифицировать только с млекопитающими (хотя и здесь есть исключения - танки-истребители Pz IV/70 так и остались без названия. Возможен и третий вариант: САУ "Хорниссе" должны были оснащаться 88-мм пушкой Рак43, но на практике это так до конца и не произошло. Но как бы то ни было, "реинкарнация" завершилась: к сентябрю 1944 года в вермахте появилась "новое - старое" самоходное орудие - Sd.Kfz.164 "Носорог/Насхорн".
Серийное производство самоходных орудий этого типа затягивалось (всего должно было быть выпушено 500 САУ "Хорниссе" и "Насхорн"). Но так как англо-американская авиация, верная принципам теоретика воздушных ударов генерала Дуэ, продолжала методично разрушать германские оружейные заводы Согласно очередной программе выпуска бронетехники, датированной 30 января 1945 года заводам фирмы "Штальиндустри" предписывалось сдать девять машин в январе 1945 года, а две последних - в феврале 1945 года. 14 марта 1945 года на совещании у генерал-инспектора танковых войск обсуждались производственные вопросы, в том числе проблемы с запуском в серийное производство новых 88-мм САУ "Waffentraeger" и однотипных по гусеничной базе с "Насхорном" 150-мм САУ артиллерийской поддержки "Хуммель" ("Шмель"). Фактически на этом совещании было документально зафиксировано прекращение производства "Насхорнов", тем более, что германская промышленность пыталась наладить крупносерийный выпуск "преемника" Sd.Kfz.164 - гусеничного транспортера "Waffentraeger" с установленной на его платформе 88-мм артсистемы Рак43.
560-й тяжелый дивизион истребителей танков, участвовал в операции"Цитадель" в составе 42-го армейского корпуса и даже не потерял ни одной самоходки безвозвратно. Батареи дивизиона поддерживали действия 39-й, 161-й и 282-й пехотных дивизий Вермахта. Но уже в августе боевые потери 560-го отдельного дивизиона составили 14 машин, из них несколько САУ в качестве трофеев досталось советским войскам. На восполнение потерь прибыли: пять машин - 3 сентября, пять - 31 октября и пять - 28 ноября Последнее пополнение мат-части — четыре самоходки - состоялось 3 февраля 1944 года.
К концу 1943 года по данным штаба 560-го дивизиона экипажи самоходок части за все время боевой деятельности уничтожили 251 танк противника.
4 февраля 1944 года дивизион получил приказ максимально быстро отойти в тыл, откуда его бы могли перебросить в Мила у для перевооружения новыми САУ - "Ягдпантерами". Согласно рапорта от 1 марта 1944 года боевые потери части за период действия в составе 57-го танкового корпуса составили 16 самоходок "Хорниссе". В конце апреля 560-й дивизион был полностью перевооружен истребителями танков "Ягдпантера".
В оборонительных боях восточнее Орла с 11 по 27 июля 1943 года принимала участие 521-я батарея 655-го дивизиона истребителей танков. 27 августа боевой опыт подразделения был обобщен в специальном отчете.
К началу участия в боевых действиях в батарее имелось 4 офицера, 28 унтер-офицеров, 188 солдат, 13 тяжелых САУ Sd.Kfz.l64 "Хорниссе", три зенитные установки "Flak-Vierling". Это подразделение входило в состав 34-го армейского корпуса группы армий "Центр", а с 11 по 27 июля 521-я батарея участвовала в боевых действиях.
За две недели боев самоходками были уничтожены один танк КВ-2, 19 танков KB, один танк американского производства М3 "Генерал Ли", 30 танков Т-34, один танк Т-60, пять танков Т-70, одна реактивная система залпового огня на гусеничном шасси, три грузовика, один танк МКII "Матильда II" выведен из строя.
Немецкие потери материальной части составили два истребителя танков "Хорниссе", один "Маультир" и Kfz.l. Убиты один командир машины и один наводчик, еще один командир машины пропал без вести; ранены два офицера, шесть унтер-офицеров и 20 солдат.
Для самоходных орудии типа "Хорниссе" эффективней в бою следующий тактический прием: САУ Sd.Kfz.164 должна действовать из замаскированных укрытий, отражая наступление танков противника.
Удачным примером послужил бой, проведенный одним взводом самоходных орудий 521-й батареи 13 июля 1943 года. Тогда с хорошо замаскированной позиции взвод "Хорниссе" подбил без потерь со своей стороны 12 танков KB и четыре Т-34, невзирая на то, что атака советских войск поддерживалась атаками с воздуха.
Когда неподвижные танки противника использовались в качестве артиллерийских огневых точек, успеха можно было добиться только после выполнения самой тщательной разведки в пешем порядке и только внезапной стрельбой с короткой дистанции, на которую самоходное орудие "Хорниссе" выходило скрытно. После проведения скоростного "огневого налета" самоходка вновь пряталась в укрытие.
Примером таких действий являлся бой, проведенный батареей 23 июля. В момент крайне опасного продвижения танков и пехоты противника во фланг и тыл гренадерского полка, батарея спустилась в ложбину и после выполнения пешей разведки заняла огневые позиции, с которых подбила по одному танку KB и Т-34. Таким образом, продвижение советских войск удалось на время приостановить.
Всего же с 1943 по 1945 годы из запланированных к постройке 500 машин по немецким данным было выпущено 494. Можно сказать, что программа выпуска "Насхорнов" была почти выполнена. На 1 февраля 1945 года в войсках еще находилась 141 машина этого типа, а к 10 апреля - в войсках осталось 85 самоходных орудий Sd.Kfz.l64."Насхорн".
Рассказать друзьям

Теги материала
Рекомендуем
Jagdpanzer V
«Ягдпантера» — тяжёлая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребителей
МЛ-20
152-мм гаубица-пушка образца 1937 года — советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это
СУ-76
21.04.2020 в 19:44 СССР / Техника СССР
СУ-76 или Самоходная установка — с орудием 76,2 мм. — советская самоходная артиллерийская
Junkers Ju 87
05.01.2020 в 21:52 Авиация Германии
Юнкерс Ю-87 «Штука» — одномоторный двухместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй
СУ-100
09.11.2019 в 11:30 СССР / Техника СССР
СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка периода Второй Мировой
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© 2019-2020 LIVE-HS.RU